G1-ATA (IDE) Подключение HDD к Dreamcast
Первый жесткий диск подключили к шине G2 Bus в 2000 году.
Жесткий диск к шине G1-ATA вместо GD-ROM смогли подключить в 2014 году.
Содержание данной темы:
1) Описание
2) Сравнение
3) IDE Mod (1 вариант)
4) Подготовка HDD
5) Питание HDD
6) Bios Mod
7) Region Changer
8) Краткий FAQ
____________________
1) Описание
1 Вариант Самый дешевый и простой, но нужно уметь паять. Вскрыть приставку и к материнской плате припаять шлейф, к которому через дополнительный блок питания подключить HDD. У вас будет и привод GD-Rom и HDD. (IDE mod, Bios mod, Region Changer mod).
Можно использовать HDD 3.5 с дополнительным питанием, HDD 2.5 с питанием от Dreamcast использовать или CF карты памяти с питанием от Dreamcast.
2 Вариант Купить (или самому спаять) плату PCB от OzOnE. У вас будет и привод GD-Rom и HDD, Но консоль не закроется и пользоваться только без верхней крышки (без верхнего корпуса).
3 Вариант Купить плату USB-GDROM Controller от MNEMO эмулятор привода Dreamcast. Будет только карта памяти через USB.
4 Вариант Купить плату GDemu от кнута эмулятор привода Dreamcast. Будет только SD. На данный момент 5.15b и 5.20 версии.
Есть оригинальный GDEMU, а есть много китайских копий, которые стоят подешевле.
5 вариант Есть такой Terraonion MODE эмулятор оптических дисков и на Saturn и на Dreamcast. Обещают полную совместимость 100%.
SATA 2.5 совместим с exfat (работает как с жесткими дисками, так и с SSD-накопителями). microSD. USB для флэш-накопителей USB и жестких дисков с питанием от USB.
6 вариант китайский адаптер (не эмулятор привода) вместо GDRom подключается SATA / SSD, жесткий диск должен быть больше или равен 256Гб применим только к материнским платам VA0 и VA1.
7 вариант китайский адаптер (не эмулятор привода) вместо GDRom подключается IDE жесткий диск.
8 вариант ещё один вариант адаптера (не эмулятор привода) вместо GDRom подключается IDE жесткий диск.
____________________
2) Сравнение
С GDEmu почти все просто, накидал на SD карту игр, подключил вместо привода его и играй. Совместимость можно сказать почти полная. С регионами и выбором игр это отдельная песня, но вроде все неудобства уже более менее сгладили пытливые пользователи. Но один жирный минус все же остался - это цена. По текущему курсу он стоит в районе 10000 рублей плюс доставка, китайские 6-8 тысяч, но особенно дорогая Terraonion MODE недавно засветилась на авито за 57000р.
При этом SD карты все же сильно ограничены в размерах, да и большой емкости флешки стоят не дешево, особенно хорошего качества, которые в общем то и нужны.
Почти тоже самое касается адаптера от MNEMO, его главное отличие только в том, что у него USB, а не SD, что удешевляет стоимость гигабайта. Есть еще нюансы с форматом образов и сменой диска у этого адаптера, но не сильно критичные. Цена несколько дешевле, но все равно порядок примерно тот же.
Плюсы:
1) Совместимость около 100%.
2) Никаких проблем с установкой в приставку, поставил вместо привода и все.
3) Высокая скорость загрузки у GDEmu и Terraonion MODE и нормальная у MNEMO.
Минусы:
1) Очень дорого особенно Terraonion MODE.
2) Не запускает игры других регионов без шаманства (GDEmu).
3) Дорогие большие объемы памяти (GDEmu).
4) Поддерживает только GDI и ISO (MNEMO).
5) Накладные расходы на сопряжение интерфейсов снижают скорость (MNEMO).
6) Dreamcast лишается привода GDRom это и у (MNEMO) и у (GDEmu) у (Terraonion MODE) и даже китайский адаптер (6, 7 и 8 варианты).
Dreamshell тут сказано что с Dreamshell loader 0.7 совместимость 96%.
C недавней реализацией финальной версии Dreamshell 4 Release использует loader 0.8.0, то есть совместимость стала ещё лучше, около 100%.
Правда для загрузки без привода нужен BIOS mod и это конечно минус, но и это не проблема, если умеете паять.
Плюсы:
1) Это практически бесплатно.
2) Гигабайт места значительно дешевле, а то и бесплатно, ведь можно найти старые IDE HDD в принципе на халяву. Можно CF, SD и SATA зацепить через адаптер.
3) Никаких проблем с регионами и VGA форсингом (там где это вообще поддерживается).
4) Скорость загрузки игр равноценна GDEmu.
5) Есть шанс получить доп. функционал, который невозможно реализовать с помощью железных эмуляторов.
6) С платами вышеупомянутых товарищей (GDEmu, MNEMO, Terraonion MODE и даже китайский (6 вариант) адаптер Sata - GDRom), консоль кострируется, лишаясь родного привода, а ведь у многих коллекции штамповки и лицензии, люди и по сей день продолжают собирать. С DreamShell все как раз наоборот, при установке HDD, SD-Card, Bios Flash, консоль сохраняет все, что было в ней изначально, плюс приобретает новые функции, и это только плюсы в железе, не говоря уже о функционале DreamShell.
Минусы:
1) Совместимость около 100%. практически все игры запускаются.
2) Нужно уметь держать паяльник в руках чтобы припаять пару десятков проводов.
3) Если нет привода - нужен BIOS mod (в принципе равен второму пункту).
4) если убрать привод и вместо его GDEMU и оставить IDE Mod то они работать не будут.
5) с некоторыми играми для запуска нужно шаманить с настройками.
____________________
3) IDE Mod (1 Вариант)
Информация взята с
http://www.dc-swat.ru/blog/hardware/874.html
Разновидности материнских плат:
VA0 - как VA1 но с другим охлаждением, для переделки подходит. Очень редкая.
VA1 - обычная материнская плата, самая распространенная, всё описание именно под эту версию.
VA2.1 - материнская плата с встроенной на неё же платой Gdrom. Очень редкая.
Это самый дешевый и простой способ подключить жёсткий диск. Необходимо вскрыть сам Dreamcast достать плату привода GD-ROM, достать плату блока питания, снять металлическую пластину и добраться до материнской платы.
Распиновка шлейфа, активный кристалл 33.8688Mhz и индикация HDD (39 контакт IDE) показана на фото ниже.
Наличие привода ну или хотя бы платы привода желательно.
Если у вас отсутствует плата GD-ROM, вы обязательно должны использовать активный кристалл 33.8688Mhz.
Если нету активного кристалла и привода нет, то можно спаять на материнской плате снизу две точки (P096 и P154), тогда Dreamcast запустится.
Если у вас материнская плата VA2.1, то ниже показано, куда припаивать контакты IDE с обоих сторон платы.
А если у вас отпали часть пятачков и никак не припаяться, есть вариант припаяться к плате GD-Rom.
Фото трех видов плат. Левая европейская, средняя японская а правая видимо американская.
А вот и схема распайки двух видов плат.
Европейская слева и японская справа.
Если боитесь что то перепутать, но умеете паять?
Можно заказать вот такую плату от Dragoncity (европейская только) и припаять к плате привода, затем шлейфом подключаем hdd.
Или к материнской плате припаять вот такую платку GAMETRACKS с гнездом IDE (переходник в комплекте для SATA).
Есть ещё вот такой вариант платки.
Мы выбираем самый дешевый вариант и для начала берем любой старый IDE CD привод от компьютера (можно и сам IDE HDD если есть не рабочий), разбираем и достаем плату на которой есть гнезда IDE и отпиливаем болгаркой само гнездо с кусочком платы. Я болгаркой ещё и часть дорожек срезал.
Нужно 7 проводков спаять вместе (GND) под номерами 2,19,22,24,26,30,40 и одним проводом в Dreamcast. Кстати на моём кусочке платы эти контакты уже распаяны.
Провода под номерами 20 вообще отсутствует в гнезде, а 28,32,34 вообще не припаиваем, а 39 можно не паять, а можно через светодиод сделать индикатор загрузки. (Вывод 1 не является обязательным,поскольку в некоторых случаях он блокирует адаптеры IDE / SATA, даже в модах по подключению HDD к PS2, об этом подробнее описано ниже в кратком FAQ)
Выпиливаем кусок в железной нижней пластине и в корпусе выпиливаю место под гнездо для шлейфа.
И припаиваем эти провода к материнской плате Dreamcast, крепим изолентой что бы не оторвались случайно (можно и термоклеем) и вставляем в корпус.
____________________
4) Подготовка HDD
Если HDD поддерживает только LBA28, то единственный шанс использовать более ранние версии DreamShell 4.0 RC1 ~ 4.0 RC4.
Если HDD поддерживает LBA48, то можно использовать последнюю версию DreamShell 4.0 Release.
IDE HDD желательно 160Гб или выше, такие точно поддерживают LBA48, а SATA лучше 256Гб или больше, для совместимости адаптеров.
HDD подключаем к компьютеру и форматируем его программой Acronis Disk Director в систему FAT32 и размер кластера 64, затем сделать основной активный в этой же программе, проверить что бы был в формате MBR, а не GPT. И ещё лучше что бы не было несколько логических дисков, а один.
Затем на HDD скопировать папку DS из Dreamshell и скопировать образы игр. Все названия игр без пробелов и на английском языке. Для проверки скачайте те игры, которые точно запускаются, список совместимости указан в этой теме ниже в кратком FAQ.
HDD должен быть в режиме Slave (в моём случае это без перемычки),так как оригинальный привод Master.
Когда всё сделали, отключаем от компьютера, берем шлейф и подключаем к Dreamcast и проверяем. В первом запуске перед заставкой Dreamshell и увидите какой у вас LBA.
____________________
5) Питание HDD
Если использовать питание HDD для 2.5, CF, SD хватит родного блока питания.
Если использовать без GDRom питание HDD для 2.5, CF, SD необходимо заменить родной блок питания т.к. он будет греться без использования +12в
(или в родном блоке питания убрать обвязку транзистора на выходе +12в).
Если использовать питание HDD для 3.5, Sata необходим более мощный блок питания или дополнительный для HDD.
Если использовать без GDRom питание HDD для 3.5, Sata подойдет родной блок питания.
Такие китайские блоки питания не желательно использовать, так как в них очень плохая фильтрация по питанию реализована.
Можно готовый блок питания от Dragoncity Pico Mod или Dream PSU Mod с увеличенной мощностью приобрести.
Можно и от старого компьютера взять блок питания, что бы запустить его соединяем чёрный и зелёный контакты.
Питание я брал прямо из дримкаста, для IDE 3.5 это только для проверки (желтый 12в, красный 5в и синий это GND).
настоятельно не рекомендую, так как при длительной игре может выйти из строя, по этому требуется дополнительный блок питания.
Cмотрится это вот так в собранном виде и показан компьютерный блок питания подключен.
____________________
6) Bios Mod
bios на Dreamcast прошивали и меняли с незапамятных времен, выпаивали прошивали его на программаторе и припаивали обратно или паяли готовые dc bios mod.
Можно заказать готовый от Dragoncity (плата и микросхема) или плату GAMETRACKS.
а ещё можно вот такие два варианта.
А можно самому спаять.
Информация взята с
http://www.dc-swat.ru/blog/hardware/16.html
Этот мод уникален тем, что для прошивки консоли не нужен программатор, Dreamcast прошивает сам себя. И есть возможность загружаться и с родного биоса и с прошитого.
Bios IGR. Биос с функцией выхода из игры (A, B, X, Y & START одновременно) и при повторном нажатии с перезагрузкой биоса уже включен в новой версии Dreamshell 4.0 Release.
Снова разбираем Dreamcast, до материнской платы, саму материнскую плату вынимать не обязательно.
Наличие оригинального биоса обязательно, ни в коем случае не отпаивайте его.
У родного bios (микросхема SEGA MRP-XXXXX) отпаиваем 12 ножку, поднимаем её вверх и пока не трогаем.
Берем MX29LV160TMC-90 в корпусе SOP44.
и поднимаем у неё ноги под номером 1-12-44, кладём её на родной bios и оставшиеся ножки припаиваем нога в ногу к оригинальному bios консоли.
Далее смотрим по схеме:
паяем два резистора + оставшиеся провода и устанавливаем переключатель.
Вывод 1 соединяется с выводом 23 обоих микросхем и уходит на резисторы, а 44 вывод припаянной микросхемы припаиваем к маленькому контакту идущему от 9 ножки соседней микросхемы.
(Очень внимательно просматривайте контакты, которые спаяны между обоими микросхемами, так как даже у меня выскакивали различные ошибки, приходилось по несколько раз одни и те же провода пропаивать).
Вот фото материнской платы с биос модом (ещё Region Changer сделан с обратной стороны).
Я припаянную микросхему прикрываю сверху изолентой, что бы случайно ничего не коротнуло. Материнскую плату закрываем и выводим проводки под переключатель. Собираем Dreamcast, включаем и проверяем.
Если спаяли все правильно загружаем с диска Dreamshell и запускаем первое приложение bios flasher, и смотрим на название биоса mpr xxxxx.
Переключателем переключаем родной биос на наш припаянный (микросхему MX29LV160TMC-90).
и выбираем detect если правильно спаяли, то появится название микросхемы MX29LV160T, если нет снова пропаивайте и проверяйте.
и запускаем WRITE, сначала идет стирание (erasing), затем запись (writing) и если всё ок, то появится надпись, что все прошилось успешно (writing successful) нажимаем DONE и перезагружаемся.
____________________
продолжение темы ниже в 7 сообщении
7) Region Changer Mod
8) Краткий FAQ
количество фото ограничено 100 шт, по этому пришлось разделить тему, в этом первом сообщении и седьмом сообщении ниже.